Воскресенье, 19.11.2017, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
разработки уроков [21]
Работы учащихся [50]
Творческие работы учащихся
научно-методические разработки [25]
Достижения [0]
Мой кабинет [3]
Об авторе [4]
Воспитательная работа [18]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1354
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Shukowwt - сайт Жукова В.Т., учителя русского языка и лит...
Главная » Файлы » научно-методические разработки

Поликультурная компетентность в иноязычном образовании
[ Скачать с сервера (41.5Kb) ] 08.03.2011, 18:40
Поликультурная компетентность в иноязычном образовании
Практика обучения иностранным языкам в школе носит поликультурный характер. Такой подход привлекает учителя возможностью творческой самореализации в процессе обучения и является одним из эффективных механизмов реагирования на актуальные запросы общества к системе образования. Состояние развития российского общества, активные процессы глобализации ставят перед учителями иностранного языка задачу формирования готовности молодежи к жизни в условиях межкультурной коммуникации. В современных условиях актуальны вопросы соотношения национальных и общечеловеческих ценностей как части мировой духовной культуры. Иноязычное образование должно вооружить молодежь компетенциями, которые помогут им успешно взаимодействовать с людьми разных культур, языков и религий.
Приобщение к иноязычной культуре будет успешным в случае сравнения и сопоставления культуры стран изучаемого языка с родной для обучающихся культурой, культурой народов, живущих по соседству. Благо мы живем в Поволжье, где тесно переплетены культуры разных народов: русских, татар, удмуртов и других. И это достояние мы должны использовать во благо в иноязычном образовании.
Поликультурный подход может быть успешно осуществлен во всех видах образовательной деятельности: при работе над фонетикой, лексикой, грамматикой, страноведческим материалом и т.д. На первом же уроке по иностранному языку демонстрирую небольшой звучащий иноязычный текст. Что привлекает интерес в тексте? Это прежде всего необычные звуки, их порядок, интонация и новые слова. На первом и последующих уроках ведется целенаправленная работа по «постановке» иноязычного голоса и слуха. Учащимся показывается, что в изучаемом языке имеются привычные для нас, так и новые звуки.
Мне приходится работать в школе, где дети впитывают основы трех культур: татарскую, русскую, удмуртскую. При объяснении фонетических особенностей иностранного языка обращаемся к знакомым нам языкам: немецкий звук [ö] ("das Мöbеl" ) присущ и для удмуртского языка («öвöл» - «нет»), звук [ң] ("diе Меngе" ) присущ для татарского языка («мең» - «тысяча»). Факты родного языка помогают усвоить и фонетические различия, например, немецкий звук [о:]  ("dег Sоhn" ) сравнивается с двойным звуком в удмуртском языке («соос» - «они»), показывается различие в произношении немецкого буквосочетания -оh  и удмуртского -оо-.
При иноязычном образовании мы всегда сталкиваемся с целым рядом незнакомых, новых для нас слов. Часто такое явление снижает интерес учащихся в иноязычном образовании. Но нас ожидает успех, когда мы научим их «видеть» в иноязычном тексте знакомые слова, корни, грамматические признаки... И на их основе учащиеся должны прийти к языковой догадке. Работа над иноязычным текстом должна строиться от знакомого, известного к незнакомому, новому. В такой работе, безусловно, действенным инструментом является диалог культур. При изучении европейских языков обращаем внимание на «следы» индоевропейской семьи языков, например, есть так называемые слова-интернационализмы, которые понятны большинству народов: театр, кино, зоопарк... В их ряду можно назвать и слова из русского языка: самовар, пирожки...; из тюркского: балык, тюбетейка...; из финно-угорского: пельмени, веранда и другие. Зная основы иноязычного словообразования можно легко узнавать и значения слов, например, немецкий предлог "un-" на русский язык переводится как не- ("das Unwetter" - «непогода» ), а предлог "nасh-" означает действие вслед чему-нибудь, за кем-нибудь ("Nachsprechen"-«повторять»); суффикс "-los" обозначает отсутствие чего-либо ("grenzenlos"- «безграничный» ), суффикс "-keit" переводится на русский язык суффиксом "-ость" ("die Tapferkeit"-«Храбрость» ).
Немецкие безличные предложения на русский язык переводятся как двусоставные, например, "Еs schneit" - «Снег идёт», что не совсем логично с грамматической точки зрения. Здесь на помощь к нам приходит удмуртский язык, где можно дать более точный перевод: «Лымыя».
Наиболее широкий простор для диалога культур появляется при изучении страноведческого материала. В средних и старших классах почти на каждом уроке присутствуют элементы диалога культур, например, при изучении темы «Еда» в 8 классе мы обращаемся к журналу "JUМА" №3/1997. Учащимся предлагается прочитать тексты дома, выписать наименования блюд, шуточно нарисовать одного из героев и представить его в виде загадки.
На уроке после разгадывания загадок, предлагается создать группы по совпавшим героям. Каждая группа должна защищать своего героя, его пристрастия к блюдам, т.е. доказать, что равиоли лучше, чем пицца или омлет лучше, чем блюда из риса... Задача групп заключается в рекламе блюда своего героя, а другие группы задают им вопросы, в том числе провокационные. В случае выбора учащимися разных героев, например, героя выбрал только один ученик, то тогда такие дети объединяются в одну группу, но с разными героями, где каждый из них будет выступать в роли рекламного агента, а остальные задают ему вопросы.
После обсуждения пристрастий героев в еде, предлагается перейти к сравнению любимых блюд западных сверстников с российскими национальными блюдами, где нам встретятся как совпадающие с нашей национальной кухней блюда, например, омлет, так и разные, например, пицца, но следует указать, что в нашей национальной кухне тоже имеются подобные блюда. Во время урока важно обратить внимание на такие воспитательные моменты как здоровая пища, рацион питания.
Следующий урок комбинированный с уроком технологии. Дается на дом задание: написать письмо другу по переписке о своих любимых блюдах, написать рецепт одного из национальных блюд, а также принести продукты для приготовления одного из блюд независимо из западной или местной кухни. Чтобы этот урок прошел успешно, необходимо заранее разделить обучающихся на 2-3 группы (1 группа готовит 1 блюдо) и по мере необходимости обсудить рецепты приготовления выбранных блюд.
С межкультурным диалогом мы сталкиваемся при выполнении различных переводов. При этом подбираются аналоги в языке, что ярко проявляется при переводе пословиц и поговорок, например, немецкая пословица "Кlein aber fein" переводится на русский язык как «Мал золотник, да дорог», дословный перевод звучал бы нелепо.
Поликультурный подход в иноязычном образовании представляет изучаемый материал в национально-культурологическом аспекте. Способен формировать у школьников коммуникативную и межкультурную компетенции, развить их творческий потенциал и интерес к изучаемой иноязычной культуре. При этой технологии родной язык обучающихся не является «помехой» при усвоении иноязычной культуры, а является действенным инструментом образования.
Категория: научно-методические разработки | Добавил: shukowwt | Теги: поликультурная компетентность, преподавание иностранных языков, диалог культур
Просмотров: 1650 | Загрузок: 174 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © Shukowwt 2017