(Система работы с одаренными
и талантливыми детьми)
Поддержка прав одаренных и талантливых детей
на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является
актуальной в современной школе. Это подтверждается и в Национальной стратегии
«Наша новая школа», где наряду с важнейшими направлениями образовательной
деятельности, вопросам развития одаренных и талантливых детей уделяется
особое внимание.
Выявление одаренных и талантливых детей
Деятельность учителя должна быть направлена на
выявление талантливости и творчества детей. Можно смело утверждать, что
половина учащихся обладают той или иной талантливостью, и при том их доля
намного выше в начальной школе. Это говорит о том, что с одаренным
ребенком необходимо начать работу с раннего детства. Важно развивать и прослеживать
творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех
школах имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Большинство
педагогов используют для этого инновационную педагогическую технологию
«Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений
и успехов ученика. Мои воспитанники тоже имеют своё портфолио, а с
созданием личного Интернет-сайта, мне удалось перевести портфолио учащихся в
цифровой вариант и разместить его на своём сайте. Теперь действенность
портфолио намного увеличилось, учащиеся стали относиться к своим успехам и
своему развитию более осознанно. Каждый успех младших учащихся стараюсь
разместить в Интернете. Так на сегодняшний день у младших учащихся уже имеются ряд
работ на моём сайте: тест «Чудесный мир природы», тест по сказке Бр.Гримм,
кроссворды по теме "Animals” и проектная работа учащихся 4 класса "MeinHaus”.
Помощь одаренным учащимся в самореализации
их творческой направленности
Годы работы в школе меня привели к убеждению,
что только широкий диапазон включенности ребенка в творческую
деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого на своих
уроках максимально стараюсь учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся.
Практикую изучение программного материала по индивидуальной траектории, под
которым подразумеваю углублённое изучение отдельных тем учащимися, которые
проявляют особый интерес к предмету. Результатами такого подхода являются
научно-исследовательские статьи учащихся, которые также размещены на моём
личном сайте. Можно отметить такие
работы, как «Конечная морфема инфинитива», «Простое и сложное числительное»,
«Мечты о справедливости в послереформенной России», тесты, кроссворды и др.
С целью развития коммуникативных компетенций
разработал и ввёл в практику факультативный курс по Интернет-переписке с
зарубежными сверстниками "LetterNet”. В рамках переписки учащиеся
находят практическое применение знаниям, полученным на уроках. Обязательным
условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства
успешности. Для этого мои воспитанники принимают участие в различных
конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических
конференциях. Так ученица Сабанаева Наталья в 2008-2009 учебном году заняла 3
место в районе по русской литературе, а в этом учебном году уже 2 место.
Андреева Алеся заняла в этом учебном году 3 место по русскому языку на районной
олимпиаде, она же заняла 2 место в конкурсе «Юный программист» в номинации
«Тематический WEB-сайт:
«Алеся: поэтический мир старшеклассницы». Учащийся 11 класса Афиногентов
Владимир принял участие в региональном конкурсе «Вдохновение» в г.Наб.Челны.
Действенную
помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой
направленности оказывает Интернет сайт. Понимая важность самовыражения
учащихся, в течение этого учебного года мной созданы 2 ученических сайта: www.lesya-a.ucoz.ru
– сайт ученицы 11 класса Андреевой Алеси и www.sabanaewa.ucoz.ru – сайт Сабанаевой Натальи, ученицы 11 класса.
На этих сайтах учащиеся размещают свои творческие работы, ведут учёт своим
достижениям. Интернет-сайт даёт этим учащимся дополнительный стимул для саморазвития
и самовыражения.
Роль учителя в работе с одарёнными и
талантливыми детьми
Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог
с ним работает. Важно научиться технологиям работы
с одаренными детьми. С этой целью систематично прохожу курсовой подготовки
по повышению своей педагогической квалификации, в т.ч. по организации
деятельности с творческими и талантливыми детьми. За последние 3 года
прошёл следующие курсы: «Управление образовательным
учреждением на основе принципов маркетинга и менеджмента в новых экономических
условиях», 2008 г., «Профессиональная
компетентность учителя иностранного языка в условиях обновления содержания
иноязычного образования», 2008 г., «Аутентичность
в преподавании и изучении английского языка», 2008 г., «Технология развития критического мышления через чтение и
письмо», 2010 г., «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по
учебным предметам», 2010 г.
В своей педагогической деятельности
стараюсь использовать современные педагогические технологии, например, технологию
развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять
точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Применение
элементов ТРКМ создает условия для творческой самореализации личности,
развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их
нравственного потенциала.
Создание условий для развития личности
ученика, как уже было отмечено, для меня является ключевой. Кроме того важно
создавать творческую и инициативную микросреду, так как в одиночку очень сложно
чего-либо достичь. В своей школе стараюсь создать условия для развития как
учителей, так и родителей. С родителями провожу всеобучи, также совместные с
учащимися мероприятия, приглашаю их на классные часы, различные конкурсы и соревнования.
А учителей школы привлекаю на различные творческие мастерские, в частности 3
учителя школы прошли дистанционные Интернет-курсы в «Школе Лучшего Учителя»
(ЛУЧ) по теме: «Современные образовательные технологии:
технология развития критического мышления». А дистанционные курсы по теме:
«Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам»
прошли 11 учителей из 34. Мне отрадно то, что учителя МОУ СОШ с.Нырья понимают
важность самообразования и саморазвития личности учителя. Как уже было
отмечено, от учителя зависит многое – будет ли учащийся развивать свою
одарённость или он перейдет в число «буднично-серых людей» (М.Волошин).