Русский язык – фактор формирования успешной
личности.
Современное
состояние развития российского общества, активные процессы глобализации ставят
перед обществом задачу формирования личности к жизни в условиях межкультурной
коммуникации. Актуальны вопросы соотношения национальных и общечеловеческих
ценностей как части мировой духовной культуры. Современное образование должно
вооружить молодежь компетенциями, которые помогут им успешно реализовать себя в
многокультурном обществе, понимая различия и сходства в культуре своей и других
народов, умению взаимодействовать с людьми разных культур, языков и религий.
Особая
важность формирования в школе коммуникативной функции отмечена и в «Концепции
модернизации российского образования», где в качестве одного из факторов,
приобретающих особую важность, названы коммуникативность, способность к
сотрудничеству. Отмечается, что школа призвана развивать способности школьника
реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь
адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной
из характеристик его личности становятся коммуникабельность, владение культурой
слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения
языка. Такое понимание функции языка является естественным, так как язык и
создавался народом для общения и сотрудничества с окружающими.
Успешность личности напрямую зависит от
его коммуникативной активности, эмоциональности в общении с окружающими, от его
самоуверенности в обществе. Общение всё чаще становится в центре системы
ценностных ориентаций личности.Такое
явление связано с целым рядом причин:
·переходом
от индустриального к информационному обществу, для которого характерно
увеличение объема информации и соответственно возрастание интенсивности процессов
обмена этой информацией. Мы являемся свидетелями появления и распространения в
повседневный быт таких относительно новых технических средств общения, как
факсы, электронная почта, Интернет, сотовая связь и т.д.;
·все
большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной
деятельности, что требует их тесного взаимодействия для достижения целей. Увеличивается
и число людей, занятых в профессиональном плане с общением. Это профессии типа
"человек - человек", важной составляющей для них является
компетентность в общении.
Русский язык в контексте национальных языков
На территории
Российской Федерации, а также в большинстве стран СНГ, русский язык является
языком межличностного межнационального общения. Не исключением является и Республика
Татарстан. В нашей республике проживают сотни национальностей, для
которых родной язык является жизненно необходимым инструментом – средством
общения между близкими родственниками, друзьями. При усвоении родного языка
мотивации имеют естественный характер. Ребёнок изучает родной язык, чтобы
удовлетворить свои реальные жизненные потребности, а не для того, чтобы усвоить
определенное количество новых слов, овладеть грамматической структурой родного языка,
прочитать текст и так далее. Впервые с осознанным изучением языков ребёнок
сталкивается в школе, где уже наряду с родным языком он начинает изучать и русский
язык. Обучение уже начинает носить организованный характер, учителям приходится
активизировать учебную мотивацию. С первых же дней изучения русского языка в
качестве государственного важно организовать обучение в тесной взаимосвязи и культурном
взаимодействии родного и русского языков. Такая взаимосвязь должна проводиться
во всех сферах языка: начиная от фонетики, словообразования, грамматики и так
далее и вплоть до мира
и культуры родного и русского народов.
В современной
школе невозможно организовать и успешно проводить учебно-воспитательную
деятельность без широкого использования межпредметных связей, диалога культур. Диалог
осуществляется между русским и родными языками и литературами. В сопоставлении
с родным языком и культурой ученики успешно открывают для себя новый мир
русского языка и культуры. Таким образом, происходит обогащение культурного
пространства ребёнка, усвоение языков приобретает осознанный, системный
характер. Более прочному усвоению знаний
и умений, так и активизации естественной речевой деятельности школьников помогают
и знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии…
Например, учащиеся могут подготовить сообщение о порядке слов в предложении
русского и изучаемого иностранного языка, о роде заимствованных
существительных. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о
происхождении письменности, книгопечатания, о заимствованных словах.
В национальной школе с первых же дней
обучения много внимания уделяется коммуникативным компетенциям по русскому
языку. А реальное же обучение начинается ещё в более раннем детстве. Многие
родители сегодня понимают важность овладения русским языком для их ребёнка,
наряду с родным. Сейчас в наших городах и сёлах наступает мода на воспитание
ребенка-билинга, когда ребенок с раннего возраста владеет двумя языками.
Причины для становления таких детей могут быть разными:
·родители - представители разных
национальностей;
·взрослые соблюдают традиции предков
и стремятся усвоению, как русского, так и национального языков;
·родители желают малышу успешную
социализацию в самом широком смысле - средства массовой информации в основном
сосредоточены на русском языке. Малышам важно посмотреть мультфильмы, детские
кинофильмы, прочитать сказки. Ребёнок чувствует себя более уверенно, если он
наряду с родным, владеет и русским языком, благодаря чему он на равных вступает
в общение со всеми окружающими, сверстниками и так далее.
Роль русского языка при изучении иностранныхязыков
В современной школе обязательным
является изучение иностранных языков со 2 по 11 классы, это вызвано
радикальными изменениями социальной жизни страны, ее открытостью и
стремительным вхождением в мировое сообщество. Если усвоение русского языка
идёт для ребёнка в большинстве случаев в естественно-коммуникативной среде, то
при изучении иностранного языка важно тоже создать обучающую языковую среду,
наладить связь иностранных языков с жизнью,активно использовать иностранный язык в живых, естественных коммуникативных
ситуациях. Это могут быть научные дискуссии на языке, в том числе с
привлечением иностранных специалистов, чтение отдельных учебных курсов на
иностранных языках, защита творческих проектов, участие в конференциях,
переписка с зарубежными сверстниками и т.д.
Усвоение иностранных языков будет
успешным также при взаимосвязи с уже знакомыми для учащегося языками – родным и
русским. Учитывая то, что школьное обучение ведётся в основном на русском языке,
то и научно-познавательное мышление ребёнка зачастую имеет русскоязычный
характер. Замечено, что дети, хорошо усвоившие родной и русский языки, то есть имеющие
хороший уровень коммуникативной компетенции, успешно изучают и иностранные
языки. Богатый лексический, грамматический и стилистический строй русского
языка, выразительность и точность создают эффективную базу для всех изучающих
иностранные языки.
Максимальное
развитие коммуникативных способностей - вот основная, перспективная задача,
стоящая перед обществом и школой. Решение актуальной задачи обучения иноязычной
культуре – иностранной и русской для нерусского
населения России, как средству коммуникации между представителями разных
народов и культур заключается в том, что языки должны изучаться в неразрывном
единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Научить людей
общаться, научитьтворить, создавать, взаимодействовать,
а не только понимать иноязычную речь – это трудная задача. Ведь общение это не
просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания языка, зависит от
множества факторов: условий и культуры общения, правил этикета, знания мимики и
жестов, наличия глубоких фоновых знаний и т.д.
Благо мы живем в регионе, где тесно
переплетены культуры разных народов: русских, татар, удмуртов и других. И это
достояние мы должны использовать во благо в иноязычном образовании и воспитании,
в формировании коммуникативной личности. Русский язык объединяет и сплачивает
людей разных национальностей и создаёт благоприятную основу для усвоения
иностранных языков. Таким образом, в неразрывной цепи: родной язык (культура) –
русский язык (культура) – иностранный язык (культура), русский язык занимает
достойное место. Он создаёт условия для успешной социализации личности, как в
масштабах региона, страны, так и на международном, мировом уровне.