Эффективное
использование современных образовательных технологий, в т.ч.
информационно-коммуникационных в образовательном процессе (слайд 1)
Учителя в своем поиске наиболее эффективных способов
деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в
современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования,
обращаются к педагогическим технологиям или к отдельным их элементам.
Использование которых позволяет учителям успешно реализовать поставленные
образовательные цели. (слайд 2)
Понимая важность использования педагогических
технологий в повседневной образовательной деятельности, педагогический
коллектив средней общеобразовательной школы с.Нырья в качестве единой
методической темы выбрал «Использование инновационных технологий в
образовательном процессе», над которой уже работает второй год. С целью
распространения и обобщения передового педагогического опыта систематично
проводятся в школе открытые уроки и внеклассные мероприятия, практикумы и
семинары. Учителями-предметниками составляются методические папки, в которых
прослеживается обобщение педагогического опыта. Введено в практику
педагогическое портфолио учителей, создают свои портфолио и учащиеся школы.
Опытно-экспериментальная работа по изучению и внедрению в практику
педагогических технологий активно проводится и в методических объединениях,
творческих группах учителей.(слайд 3)
Наиболее популярными в нашей школе являются технологии
развивающего обучения, такие как проблемное, проектное обучение, технологии
учебной дискуссии и деловой игры. В начальной школе, в частности Кузьминой
Е.А., активно внедряется система развивающего обучения Л.В.Занкова. С первых же
дней своей учебной деятельности младшие школьники погружаются в развивающую
среду, где их энергия и любознательность, данные от природы, получают полную
востребованность и развитие. В результате в начальной школе поддерживается
высокий рейтинг всех учебных предметов, учащиеся проявляют большой интерес к
учебной деятельности.
В среднем и старшем звене ряд учителей используют
технологию Рахимова. Эта технология нашла широкое отражение в преподавании
таких учебных дисциплин, как русский язык и литература, математика, биология,
история. Эти предметы также имеют высокий рейтинг в школе, что показывают
проведенные опросы среди учащихся. Также учащиеся наиболее активно выбирают
вышеназванные предметы и в качестве выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. А
10-классники выбрали на 2007-2008 учебный год для себя социально-гуманитарный
профиль, где на профильном уровне будут изучаться русский язык и литература,
право, экономика, история и история и культура родного народа.
На уроках иностранного языка находит отражение и, так
называемый, диалог культур, суть которой заключается в дидактическом
усовершенствовании и реконструировании учебного материала. Эта технология
позволяет более полно учитывать регионально-национальный компонент при изучении
иностранного языка. Таким образом, учебный процесс приобретает более
осознанный, практико-ориентированный характер. Учащимися, при сопоставлении с
родным языком и культурой, легче усваивается иностранный язык и иноязычная
культура, активнее расширяется их кругозор и эрудиция. (слайд 4)
В последнее время все
большую популярность в нашей школе получают компьютерные технологии обучения. В этом плане
школа обеспечена 11 современными компьютерами, имеются в наличии 2 принтера,
сканер, мультипроектор, школьная библиотечная медиатека, где можно найти
учебно-тренировочные материалы почти по всем предметам. Информатизированы также
кабинет администрации школы и библиотека. Все компьютеры кабинета информатики
подключены к широкополосному Интернету. (слайд 5)
В целях эффективного использования этих современных
информационно-коммуникационных оборудований требуются квалифицированные
учителя, хорошо владеющие современной компьютерной техникой и
информационно-коммуникационными технологиями. Для решения этих насущных задач в
нашей школе почти ежегодно проводятся бесплатные краткосрочные курсы для
учителей по работе с компьютерной техникой и практическому использованию
информационно-коммуникационных технологий. Данные курсы ежегодно охватывают
почти 100% педагогических работников школы. Кроме того за последние 5 лет 14%
учителей школы прошли курсы повышения квалификации по использованию
информационно-коммуникационных технологий в ИРО РТ г.Казани или на курсах,
организованных районным филиалом РЦИМК.
В прошлом учебном году учителями школы было проведено 185 открытых
уроков и мероприятий. Почти все эти занятия реализовывали поставленные цели
путем использования тех или иных образовательных технологий. И, примерно, в ста
из них были использованы компьютерные технологии. Это говорит о том, что
компьютерные технологии стали насущной потребностью для учителей при
организации современного урока. Ещё одним из факторов, распространяющих
информационно-коммуникационные технологии в нашей школе, является то, что при
аттестации педагогических работников мы требуем от учителейпрактического владения компьютером и
технологиями, связанными с ним.35%
учителей школы имеют персональный компьютер и дома, которым они пользуются при
подготовке и планировании учебных и воспитательных занятий.
Следует отметить, что кабинет информатики работает в течение всего
учебного дня. Согласно утвержденному графику, все работники школы, также и
обучающиеся имеют возможность работать в данном кабинете. А прошедшие
специальный инструктаж по технике безопасности могут свободно пользоваться и
ресурсами сети Интернет. Примечательно то, что Интернетом мы разрешаем
пользоваться и учителям, и учащимся в учебных целях без каких-либо ограничений.
Наиболее активно информационно-коммуникационные технологии используются
кроме информатики на уроках математики, истории, иностранного языка. Также
целый ряд дополнительных кружковых занятий ориентированы на использование
информационно-коммуникационных технологий. Здесь можно отметить кружок "LetterNet”,
которым руководит преподаватель иностранных языков Жуков В.Т., гдеуже в течение ряда лет ведется переписка
учащихся школы с зарубежными сверстниками. За это время мы уже имеем опыт
ведения переписки на немецком языке с учащимися из Германии, Франции, Венгрии,
Турции, также в одно время вели переписку с учащимися из африканского
государства Берег Слоновой Кости. Путем использования возможностей ресурсов
сети Интернет наша переписка вышла на новую стадию, когда даже в течение одного
дня по нескольку раз можно обмениваться мнениями со сверстниками, проживающими
далеко за пределами России. Интернет позволяет учащимся при учебной переписке
легко обмениваться своими фотографиями, различными аутентичными материалами, в
том числе включая аудио-видео материалы.
Востребованность информационно-коммуникационных технологий
проявляется еще и в том, что кабинет информатики всегда занят и в послеурочное
время. Здесь зачастую можно встретить старшеклассников. (Такое явление, можно
считать, новым для нашей школы, так как в прежние годы у юношей зачастую
ослабевал интерес к учебным предметам в старших классах). Они теперь
самостоятельно занимаются учебными программными продуктами, актуальными для них
также являются и материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ. Хотя демонстрационные
версии компьютерных тестирований по ЕГЭ и не являются грифованными
Министерством образования, но благодаря им наши старшеклассники, в том числе
8-10-тиклассники имеют возможность самостоятельно в удобное для них время
сверить свои силы. Такие тесты благоприятны и в психологическом аспекте,
старшеклассники развивают в себе самостоятельность, усидчивость, умение
анализировать учебный материал, у них исчезает страх перед трудностями, учатся
работать над своими пробелами в знаниях. Они начинают больше верить в свои
силы, для наших выпускников ЕГЭ не является устрашающим фактором. С первых же
лет включения нашей Республики в эксперимент по введению ЕГЭ, наши учащиеся
активно включились к данной форме сдачи выпускных экзаменов, и по итогам
которых нашим выпускникам удавалось поступать на бюджетные места различных
ВУЗов и ССУЗов. (слайд 6)
Так в 2004-05 учебном году 92% учащихся 11 класса
сдавали ЕГЭ по русскому языку, результаты были соотносимы со среднерайонными
показателями. В этом же учебном году 67% выпускников сдали ЕГЭ по математике,
результаты были также соотносимы со среднерайонными показателями. Из числа
выпускников, сдававших ЕГЭ, 45.5% поступили в ВУЗы на бюджетные места.
В 2005-06 учебном году 50% выпускников сдавали ЕГЭ по
математике, русскому языку, физике и химии, обеспечив 100% качество при такой
же успеваемости. Таким образом, наши показатели по ЕГЭ были признаны лучшими в
районе. Из числа выпускников, сдававших ЕГЭ, 100% поступили в ВУЗы на бюджетные
места.
По итогам прошлого учебного года 75% выпускников
сдавали ЕГЭ по русскому языку, 42% по математике, 19% по физике, 13% по
обществознанию, 7% по биологии. Таким образом, из 16 выпускников 14 были
охвачены выпускными экзаменами по форме ЕГЭ. По предварительной информации, из
числа выпускников, сдававших ЕГЭ, 50% уже поступили в ВУЗы на бюджетные места.
(слайд 7)
Мы считаем прямым
следствием использования современных образовательных технологий в учебном
процессе, в том числе и информационно-коммуникационных технологий, в успешном
выступлении наших учащихся на районных предметных олимпиадах по итогам
2006-2007 учебного года. Наши результаты близятся к первой десятке школ-лидеров
по итогам районных предметных олимпиад. Мы имеем 8 призовых мест, в том числе 2
первых по татарскому языку и физической культуре, 2 вторых по астрономии и
обществознанию, и 4 третьих по химии, биологии и родному языку и литературе.
Также ученица 9 класса вошла в первую десятку на республиканской олимпиаде по
татарскому языку. (слайд 1)
В заключении хочется
отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к
учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения
программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и
воспитательный потенциал. Использование новых технологий отвечает современным
требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным,
закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни
наших выпускников.