Моя
педагогическая философия
Моя педагогическая
деятельность направлена на формирование у обучающихся гражданской
ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности,
способности к успешной социализации в обществе. Для реализации этих целей
стараюсь помочь каждому ученику
проявить и раскрыть свои лучшие качества. Ученику нужно отдавать не только
некую сумму знаний, но и частичку своей души. Убежден, что важно научить детей думать, а прочитать и
запомнить информацию можно в любом возрасте. А если ребенок не научится с
самого детства эту информацию осмысливать, оценивать, потом поздно будет эту
ошибку исправлять.
Ученик должен слушаться
учителя из уважения, а не из страха. А уважение формируется годами. Для
этого нужно быть требовательным не только к ученикам, но и к самому себе,
никогда не останавливаться на достигнутом. У учителя должна быть сформирована
внутренняя потребность постоянного самосовершенствования. Уважение между ним и учеником должно быть взаимным. Так называемый «плохой» ученик не
значит плохой человек. Каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание, заботу и
любовь. Учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их и
свой предмет. Только в таком случае не страшна эпатажная Валерия Гай Германика
со своей «Школой». Необходимо помнить, что мы воспитываем ребёнка не только
тогда, когда разговариваем, поучаем или даже приказываем – мы воспитываем наших
детей в каждый момент нашей жизни, даже тогда, когда нас нет рядом – всё
поведение учителя наполнено воспитанием (такова наша Миссия, нравится это нам
или нет). Поэтому считаю своевременным появление Профессионального
кодекса учителя, проект которого официально был озвучен 21-го января в
Петербурге, на открытии Года учителя, в котором принял участие президент РФ
Дмитрий Медведев.
Сегодня школа должна
отойти от формирования послушания и исполнительности в учащихся, а работать на их
инициативу, самостоятельность, творчество и умение решать те задачи, с которыми
встречаются люди в жизни – от самых утилитарных проблем до мировоззренческих. Кроме
того кардинально должна меняться и система оценивания: сейчас она строится на
подсчете недостатков, а не на выявлении достоинств в ответе ученика. Такой новый
подход требует современных компетенций со стороны учителя, предъявляет к нему
повышенные квалификационные требования. Это значит идти всегда в ногу со
временем. Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому, осваивать новые технологии и
стратегии.
В основе же моей методической
системы заложены элементы технологии
критического мышления. Данная технология помогает учащимся применять полученные знания и их результаты в
реальных жизненных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы,
вырабатывать разнообразные аргументы.
Многолетний опыт моей педагогической
деятельности, в основе которого элементы диалога культур и технологии критического мышления,
позволяет мне работать на уровне современных требований. Согласен с М.Волошиным
в том, что «ребёнок – непризнанный гений средь буднично-серых людей». И технология развития критического
мышления помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на
вещи с его и со своей точек зрения. Применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации
личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений
учащихся, их нравственного потенциала.
Создание условий для развития личности ученика,
как уже было отмечено, для меня является ключевой. Кроме того важно создавать
творческую и инициативную микросреду, так как в одиночку очень сложно чего-либо
достичь. В
своей школе
стараюсь создать условия для развития как
учителей, так и родителей. С родителями провожу всеобучи, также совместные с
учащимися мероприятия, приглашаю их на классные часы, различные конкурсы и
соревнования. А учителей школы привлекаю на различные творческие мастерские, в
частности три учителя школы прошли дистанционные Интернет-курсы в «Школе
Лучшего Учителя» (ЛУЧ) по теме: «Современные образовательные технологии: технология развития
критического мышления». А
сейчас провожу набор в методическую лабораторию в www.cerm.ru по теме: «Разработка
компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам». Об обучении в
лаборатории уже изъявили желание 11 учителей из 34. Мне отрадно то, что учителя
МОУ СОШ с.Нырья понимают важность компетентностно-ориентированных заданий,
заложенных в основу Стандартов нового поколения, которые станут реальностью
школьной жизни с 1 января 2011 года.
В целях
реализации принципов открытости и честности мной создан личный сайт www.shukowwt.ucoz.ru Здесь в открытом доступе
представлены элементы моей педагогической системы, все материалы проверены на www.antiplagiat.ru и соответствуют высоким требованиям
оригинальности. Личный сайт требует творческого роста автора, даёт прекрасные
возможности для личностного самовыражения и самоутверждения одарённых детей,
имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал.
Своё эссе
хотелось бы завершить словами А.Кунанбаева, великого казахского поэта,
мыслителя и просветителя: «Достоинство человека определяется тем, каким путем
он идёт к цели». Хочется пожелать, чтобы нас всегда окружали только достойные
люди.
|