Патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе
Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому.
Белинский В.Г.
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания и гражданского мировоззрения, воспитанию личности, готового внести свой вклад по защите и развитию Родины.
Цель патриотического воспитания – развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели при работе с классом в рамках проекта «Патриот» реализуются следующие задачи:
-Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям своего народа, формирующим высокую духовность школьника.
-Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким, истории своей семьи и рода.
-Воспитание потребности знать историю и культуру своей страны, фольклор и этнографию своего народа, родной язык.
-Воспитание уважительного отношения к национальным героям своей страны, ветеранам войны и труда.
-Привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению.
-Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного края, деревни.
-Оказание посильной помощи престарелым людям на дому, работа в библиотеках и музеях. Помощь в поиске забытых имен в архивах.
-Подготовка внеклассных мероприятий и выступлений для ветеранов, престарелых.
-Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, в т.ч. различных национальностей, религий и социальных групп.
-Воспитание уважительного отношения к Российской армии, ее лучшим представителям и традициям.
-Праздники военных династий, встречи с выпускниками, посвятившими свою жизнь защите Отечества.
-Трудовые десанты, субботники, трудовые акции и проекты.
-Развитие навыков самоуправления.
-Знакомство с миром профессий, экскурсии и посещение трудовых коллективов.
-Знакомство с народными ремеслами, профессиями сельского хозяйства
- Привитие здорового образа жизни, интереса к спорту
-Приобщение к жизни в рыночных условиях.
Основополагающие принципы и направления их реализации
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются
- научность;
- гуманизм;
- демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Основные направления:
Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.
В рамках этого направления проводится работа по развитию высокой культуры и образованности: ведётся мониторинг качества и успеваемости класса, проводится анализ общего уровня образованности и пути повышения качества знаний как класса в целом, так и отдельных учащихся. В частности повышение качества и успеваемости связывается с повышением ответственности к своим учебным обязанностям, к соблюдению дисциплины на уроках. Это отмечается как на ученических, так и на родительских собраниях. Анализируется и уровень общей культуры и поведения по школе. Во время ежедневных воспитательных минут обсуждаются допущенные нарушения учениками, замечания со стороны дежурных классов, других учащихся и учителей. Запланированы и проводятся мероприятия по формированию высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма. Например, коллективизм проявляется при подготовке и проведении общешкольных внеклассных мероприятий, таких как «Осенний бал», «Бал-Маскарад» и другие. К данным мероприятиям учащиеся готовятся самостоятельно, роль классного руководителя заключается только в консультациях.
Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.
Историческое направление включает изучение многовековой истории России, а также роли нашей малой Родины в судьбе России. При изучении истории Нырьинского края помогает учебное пособие «История Нырьинского поселения» под моим авторством и учителя истории Федотовой В.И. Данное учебное пособие включает историю нашего края с древнейших времён до нашей современности. Здесь показывается роль наших предков в судьбе России и мировой истории. С использованием данного пособия мной разработаны следующие классные часы: «Знаменитые люди нашей школы», «История родной школы», «Защитник отечества – какой он», «Наши обычаи и традиции» и другие. Это учебное пособие разъясняет особенности менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Реализации исторического направления помогает и сайт нашей школы http://nirja.ucoz.ru/. Здесь имеется целый раздел «Патриотическое воспитание», где имеются материалы о воинах-фронтовиках «Они вернулись с победой», а также много другой информации для патриотического воспитания наших школьников.
Политико-правовое – формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны.
Это направление включает ознакомление с законами государства. В ноябре проводятся беседы на правовую тематику, в т.ч. классный час «Конституция Республики Татарстан», а в декабре – «Конституция Российской Федерации». Учащимся систематически напоминаются необходимость соблюдения республиканских и федеральных Законов, а также других правил и норм, например, «Правила поведения школьников», по мере надобности проводятся с ними инструктажи.
Февраль месяц в нашей школе полностью посвящён военно-патриотической подготовке. В рамках этого месячника проводятся ряд мероприятий по повышению военно-патриотической культуры учащихся, прививается любовь к воинской службе, учащиеся приобретают компетенции по обеспечению личной и общественной безопасности.
Интернациональное – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Интернациональное направление включает любовь и преданность своей Родине, своему народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству. Проводится пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере любви к своей национальности и уважения к людям других национальностей и культур, стремлением сохранения и развития своей национальной культуры, в т.ч. родного языка.
С целью сохранения и развития удмуртской культуры и языка создан сайт для школьников http://nirja.ru/, на этом сайте учащиеся публикуют свои работы по удмуртскому языку и литературе. Отрадно то, что многие мероприятия в школе проводятся в единстве культур удмуртского, татарского и русского народов, например, новогодние праздники. А пиком интернационального воспитания является месячник родных культур, проводимый в январе.
Осуществить задачи по реализации интернационального направления в условиях многонациональной школы позволяет поликультурное образование, в рамках которого мной применяется полипарадигмальный подход. Например, традиционная парадигма ориентирована на сформирование знаний, норм и стандартов. Происходит ознакомление с особенностями быта, истории, культуры наших народов. Технократическая парадигма помогает преломлять мир через призму поликультурности. Информация рассматривается с разных точек зрения, развивается критическое мышление. Оптимальные условия для творчества и саморазвития учащихся предоставляет гуманитарная парадигма, в рамках которой активно реализуются различные жизненно-актуальные проекты не только под руководством учителя, но и самостоятельно. Например, наши ученики включаются в культурно-массовые и спортивные мероприятия, проводимые на уровне сельского поселения или района. В каникулярное время включаются и в трудовую деятельность. Такой комплексный подход по поликультурному воспитанию гармонично развивает личность, способствует её успешной социализации и самореализации в современном динамично развивающемся, глобальном и поликультурном обществе.
Профессионально-деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Данное направление включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
В рамках этого направления проводятся беседы об ответственном отношении к учебно-воспитательной деятельности, к основным обязанностям учащихся. Проводятся классные часы и беседы, в которых прославляется человек труда, профессии, связанные с малой Родиной. Ученики в летнее каникулярное время активно включаются в трудовую деятельность в таких областях как торговля, сельское хозяйство, строительство, механизация и другие, а также работают на пришкольном участке. В осенний период включаются на уборку выращенного за лето урожая.
Психологическое – формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе.
Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в школе, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса. В этом направлении постоянно проводятся беседы и мероприятия по улучшению психологической атмосферы в классе и взаимоотношений между учениками. По мере надобности проводятся инструктажи по оптимальному поведению в обществе. Проводится профилактика вредных привычек, асоциального поведения, пропагандируется здоровый образ жизни. Эти мероприятия тесно связаны с физкультурно-спортивным направлением.
Физкультурно-спортивное – пропаганда здорового образа жизни.
У всех учеников в классе сформировано положительное отношение к физической культуре и спорту. Более половины из которых посещают различные спортивные секции, такие как баскетбол, лыжные гонки, национальная борьба, каратэ-кёкусинкай. Ученики активно включаются к сдаче норм ГТО. Они предпочитают активный образ жизни, например, в декабре совместно с родителями посетили ледовый дворец в п. Лесхоз Сабинского района. В дальнейшем планируем новые посещения катков, другие формы активного отдыха, экскурсии. Систематически проводится борьба с вредными привычками, такими как курение, употребление алкогольных и токсических веществ.
Все эти направления патриотического воспитания органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической воспитательной деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания. Такой комплексный подход даёт должный результат в воспитательной работе с учениками.
|