Четверг, 02.05.2024, 11:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
разработки уроков [21]
Работы учащихся [50]
Творческие работы учащихся
научно-методические разработки [25]
Достижения [0]
Мой кабинет [3]
Об авторе [4]
Воспитательная работа [18]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1435
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Shukowwt - сайт Жукова В.Т., учителя русского языка и лит...
Главная » Файлы » разработки уроков

Звуки гласные и согласные
[ · Скачать удаленно (52 Kb) ] 29.12.2009, 18:07

Урок русского языка. 5 класс.

Тема: Звуки гласные и согласные.

Цели:

  1. Повторить и обобщить знания о гласных и согласных звуках 

2.      Осмыслить представление о большей информативности согласных звуков сравнительно с гласными

3.      Способствовать формированию и воспитанию аккуратности, внимания и взаимопомощи.

Оборудование: Опорные схемы, карточки, словарь С.И.Ожегова

 

                                                       Ход    урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.   

  1. Актуализация знаний

1.                            Сначала мы проверим домашнее задание (домашнее задание у вас было упражнение 177, нужно было ответить на вопросы так, чтобы получился связный рассказ) Все ли выполнили домашнее задание? Кто хочет ответить?

2.                             Ребята, пожалуйста, послушайте предложение:

Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей.

А теперь отгадайте слова из этого предложения:

ОЯ

ОЯИ

УАЕ

ПЛ
КСК
ЖРВЛЙ

В каком случае отгадать слово этого предложения легче – там, где в столбике записаны буквы, обозначающие гласные, или там где согласные?

Какие звуки – гласные или согласные дают больше информации о слове?

Все ли слова в этом предложении вам понятны. Как вы понимаете слово косяк?

Слово «косяк» имеет несколько значений, в данном случае имеет значение «стая рыб, птиц» Например: Косяк сельди. Лететь косяком. Давайте составим устно предложение с этим словом.

3.                            Усвоение нового материала

Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение звуков речи.

Запишите сегодняшнее число, классная работа, тема урока «Звуки согласные и гласные»

Запишите словосочетания:

Согласный звук. Гласный звук.

 Назовите в каждом слове сначала буквы, обозначающие гласные звуки, затем согласные.

При произнесении каких звуков рот открывается, а при каких закрывается? Ребята, гласные звуки по-другому называют «ртораскрывателями», а согласные – «ртосмыкателями»

           

 

Итак, все звуки речи делятся на две группы, давайте назовем их: гласные и согласные.

            Ребята, гласные звуки состоят из голоса, не встречая препятствий, например: Согласный звук. Гласный звук.

            Гласные бывают ударные или безударные. Назовите их.

Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие согласные) или только из шума (глухие согласные). Давайте назовем их.

Ребята, мы только что рассмотрели буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Всегда ли слова пишутся и произносятся одинаково? Например, запишем следующие предложения: Вокруг деревни лиственные леса. За деревьями показалась лиса. Проверка: Леса – лес. Лиса – животное.

За селом – зеленый луг. Мама чистит лук. Проверка: луг – луга, лук – растение. Вспомним правило на эти орфограммы: гласные – ударение, согласные – перед гласным.

А сейчас откройте учебник на странице 64 и выполним упражнение №186 (письм).

Водяной – воды, вдали – даль, позолота – золото, бороться – он борется, колючий – колкий, кол, старушка – старый, родной – родина, затопить – топкий, отдалённый – даль, раздаваться – дать, садовый – сад, разгадать – догадка, угодить – годный.

Следующее упражнение 187 устно.

 

И в завершение урока выполним тест. Но сначала запишите домашнее задание: указать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки в словах: мох, взрыт, пурпур, ночь, груда

 

Вариант 1.

 

ЗВУКИ И БУКВЫ

1. Найдите согласные звонкие звуки:

1) [с]; 2)[в]; 3)[р]; 4) [т]; 5)[ш]; 6)[з].

 

2. Найдите согласные глухие звуки:

1) [ч]; 2) [ж]; 3) [н];4) [к];5) [ф]; 6)[ц].

 

3.  В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости -звонкости?

1)[б],[ф],[ш],[м];                    2)[т],[к],[д] [г];

3)[в],[н], [з],[л];                       4) [ж], [р],[с], [т].

 

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1)чаща; 2) дело; 3) точка 4) шина

 

5.В каком слове все согласные звуки твердые

1) тень 2) подвиг 3) собака 4) барабанщик

 

6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:

1) яма, ёж, день, юла, семья;

2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;

3) дело, ель, обезьяна, книга;

4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.

 

7. В каком ряду во всех словах есть звук [j`]?

1) няня, яд, прекрасный;

2) переехал, йогурт, съемки;

3) моё, лошадь, почтальон;

4) ярмарка, тройка, звезда.

 

8. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:

1) 7 букв, 7 звуков;

2) 7 букв, 8 звуков;

3) 6 букв, 6 звуков;

4) 6 букв, 7 звуков,

 

9. Где правильно расставлены ударения? Выберите ответ:

1) алфавит, магазин, предмет, портфель;

2) алфавит, магазин, предмет, портфель;

3) алфавит, магазин, предмет, портфель;

4) алфавит, магазин, предмет, портфель.

 

10.  Укажите слова, в которых произношение расходится с напи­санием:

1) дом; 2) что; 3) цыган; 4) караван;

 

 

Вариант 2

 

ЗВУКИ И БУКВЫ

1. Найдите согласные звонкие звуки:

1) [с]; 2)[в]; 3)[р]; 4) [т]; 5)[ш]; 6)[з].

 

2. Найдите согласные глухие звуки:

1) [ч]; 2) [ж]; 3) [н];4) [к];5) [ф]; 6)[ц].

 

3.  В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости -звонкости?

1)[б],[ф],[ш],[м];                    2)[т],[к],[д] [г];

3)[в],[н], [з],[л];                       4) [ж], [р],[с], [т].

 

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1)чаща; 2) дело; 3) точка 4) шина

 

5.В каком слове все согласные звуки твердые

1) тень 2) подвиг 3) собака 4) барабанщик

 

6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:

1) яма, ёж, день, юла, семья;

2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;

3) дело, ель, обезьяна, книга;

4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.

 

7. В каком ряду во всех словах есть звук [j`]?

1) няня, яд, прекрасный;

2) переехал, йогурт, съемки;

3) моё, лошадь, почтальон;

4) ярмарка, тройка, звезда.

 

8. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:

1) 7 букв, 7 звуков;

2) 7 букв, 8 звуков;

3) 6 букв, 6 звуков;

4) 6 букв, 7 звуков,

 

9. Где правильно расставлены ударения? Выберите ответ:

1) алфавит, магазин, предмет, портфель;

2) алфавит, магазин, предмет, портфель;

3) алфавит, магазин, предмет, портфель;

4) алфавит, магазин, предмет, портфель.

 

10.  Укажите слова, в которых произношение расходится с напи­санием:

1) дом; 2) что; 3) цыган; 4) караван;

 

Категория: разработки уроков | Добавил: shukowwt | Теги: Гласные и согласные, фонетика, звуки
Просмотров: 28182 | Загрузок: 1002 | Рейтинг: 3.7/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © Shukowwt 2024