Среда, 24.04.2024, 03:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Об авторе [1]
Мой кабинет [0]
Кабинет иностранных языков
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1435
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Shukowwt - сайт Жукова В.Т., учителя русского языка и лит...
Главная » Статьи » Мои статьи

Открытое письмо Президенту
Уважаемый Господин Президент!

Мы, участники учительского сообщества, объединенного порталом ЗАВУЧ.ИНФО, изучили подписанный Вами документ, именуемый «Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и хотим поделиться с Вами своим отношением к нему.

Первое, что вызывает наше недоумение — это то, что данному документу, с легкой руки прессы, присвоен статус «Национальной стратегии в области образования». Недоумение вызывает легкость, с которой используются весьма значимые понятия «Национальный», «стратегия».

Полагаем, что Вам, как юристу и руководителю с большим стажем, понятно, что эти слова — не пустой звук. И наверняка Вы понимаете, что подписанная Вами «Инициатива» не может претендовать на столь высокий статус, поскольку она:
а) не обсуждалась на национальном уровне всеми гражданами, хотя касается именно всех граждан;
б) не содержит и намека на стратегию, являя собой благие пожелания о хорошей жизни для отдельной категории граждан, и не более того.

На наш взгляд, неопределенный статус данного документа, подготовленного Вам на подпись в режиме непубличного обсуждения в узком доверительном кругу чиновников и близких к ним лиц, делает его не только посмешищем со стороны общества, но и открывает возможность для бесконтрольного списывания бюджетных средств на цели, не являющиеся на самом деле тактически и стратегически важными для современной российской школы и для российского общества в целом.

В этом документе нет ни слова честной фиксации существующего плачевного положения дел в Российском образовании, нет целей и стратегических задач, стоящих перед страной и ее системой образования, нет ни слова профессиональной оценки перспектив и возможных путей реализации этих задач, нет вообще ни одного профессионального слова.

Но есть в большом количестве правильные, на первый взгляд непосвященного человека, но ничем не обоснованные, слова о том, что «школа и учитель должны меняться», а так же выдернутые из общего контекста системы образования, «главные» направления, на которые будут направлены государственные ресурсы.
      
Подписанный Вами документ, господин Президент, это — не более чем благое пожелание, поскольку в нем нет ни научного и системного подхода, ни хоть какой-то опоры на существующую действительность: на реально существующие школы и на их реальные проблемы.
Все, о чем написано в «Инициативе» можно было бы и принять, но не в нашей стране или уж, как минимум, не сейчас, поскольку решать надо иные проблемы, чем те, что описаны в ней.

Не нужно строить новых школ когда в существующих обваливаются крыши — это ясно любому здравомыслящему человеку, но не чиновникам, которые готовили «Инициативу» Вам на подпись. У чиновников свои цели, не связанные никак с проблемами школы и образования в целом.
 
Второй существенной проблемой данного документа является то, что он открывает дорогу для фактического создания в нашей стране системы образования по западной модели, где существует четко разграниченное «элитное» и «обычное» образование и где образование является платным.

И хотя на всех уровнях нам говорят о том, что социальные гарантии нашего государства сохранятся, на практике мы видим обратное: медицина уже, по факту, перестала быть бесплатной, высшее образование — тоже, теперь осталось перевести на экономические рельсы среднюю школу.

Именно этим двум целям и посвящена «Национальная инициатива «Наша новая школа»: разделению школы на «элитную» и «обычную» и узакониванию платной (экономической) основы среднего образования в России.

При этом, обращаем Ваше внимание как Гаранта Конституции, что и первая и вторая цель «Инициативы» противоречат основному Закону страны! 

Давайте не будем считать наивными жителей России — они четко поймут из предлагаемых в «Инициативе» приоритетных направлений, что бюджетные расходы, направляемые на поддержку «талантливой молодежи» будут потрачены на «правильную», с точки зрения отдельных лиц, талантливую молодежь, а в «новых школах», которые предлагается строить, будут учиться те, чьи родители смогут доказать «достойность» своих чад.

Уже сегодня «олимпиадное движение», на которое Вы уповаете в «Инициативе» является притчей во языцех у профессионального сообщества по степени коррумпированности и непрозрачности.

Более того: будучи единственным легитимным способом избежать необходимости проходить процедуру ЕГЭ, именно олимпиады станут уже в текущем году самой скандальной сферой образовательной деятельности, о чем можно судить по изменяющимся правилам их проведения, их регламентам и квотам.
Если в прошлом году у нас вдруг среди абитуриентов ВУЗов образовалось 30% инвалидов, в текущем году к ним, судя по всему, прибавится не меньшее число «победителей олимпиад» и «талантливых самородков», имеющих соответствующие справки.

Вы ратуете в тексте «Инициативы» за автономность школ и равнодоступность бюджетных денег для всех образовательных учреждений. По факту, это означает, что ликвидируется понятие «государственная школа», а с ним — и гарантии единого государственного образования. К этому же подталкивают и «новые образовательные стандарты», о которых Вы так же пишете в тексте «Инициативы».

На практике, после реализации предлагаемых планов, нас ожидает следующее.

Каждый регион будет сам определять программы обучения и распределять имеющиеся у него на эту статью средства. Не надо никому объяснять, что бюджеты Москвы и Нальчика существенно разнятся. А это значит, что для получения одинакового уровня образования родителям детей в Нальчике придется доплачивать.

Учебные планы и учебники для них станут столь разнообразными, что переход из одной школы в другую даже в рамках одного города будет просто невозможен без трат на репетиторство.

К тому, что в большинстве регионов родители платят всякий год за учебники, все уже как будто привыкли, но это, видимо, была лишь «разведка боем», теперь настало время основному наступлению.

И вот уже вводится понятие «образовательная услуга», родителям рассказывают о том, что они — заказчики этой «услуги», директорам школ сообщается, что они должны стать «эффективными менеджерами», нацеленными на получение любыми способами вожделенного государственного заказа от чиновников и извлечение прибыли из родителей любыми способами.

Нельзя не упомянуть и о том, каким станет «новый» учитель, исходя из концепции «Наша новая школа» и каким он уже становится с переходом на новую систему оплаты труда.

Ввиду того, что доход учителя напрямую зависит от «эффективности» его учеников, он будет вынужден делать ставку на «талантливых» и добиваться их индивидуальных побед. Всем остальным придется довольствоваться остатками внимания, либо доплачивать. 

Погоня за баллами и справками, собирание всевозможных «портфолио» из работ учеников, стремление к лояльности со стороны администрации — вот что станет целью работы учителя. Не знания, полученные всеми без исключения учениками класса, а успехи отдельных «талантливых детей», справки и отчеты!

Отношения в учительском коллективе превратятся в рыночную конкурентную среду, где лучшее место под солнцем будет у тех, кто больше дружен с администрацией.

Педагогические цели будут отодвинуты на второй план и во главу угла встанет «экономическая целесообразность». 

Школа не будет тратить скудные бюджетные деньги на воспитательные программы, программы трудового обучения, внеклассную работу, если эти деньги не принесут родители или «спонсоры».

Какой еще, кроме как платной, может быть школа в такой ситуации? И о каком равенстве образования для всех может идти речь в этой атмосфере?

При этом слова о том, что родители, являясь «заказчиками образовательной услуги», смогут влиять на ее качество, по факту, изначально являются мифом, как является мифом качество современной российской «бесплатной» медицины.

Спросить за качество «образовательной услуги» не с кого уже сейчас. Типичный разговор в ситуации «поиска правды» в самое ближайшее время будет выглядеть так: «Не нравится наша школа — идите в соседнюю, но будьте готовы к иным учебным программам и, соответственно, репетиторству, покупке учебников, формы и внесению «спонсорского взноса» при переводе». Дикий, бандитский по своим нравственным законам, капитализм по принципу «ты мне — я тебе», станет основой отношений в системе образования, где на самом деле должны царствовать принципы социального партнерства, уважения и профессионализма.

Доказать что-то, добиться внимания к своему ребенку, выбрать оптимальную для него программу обучения, вообще что-либо решить, с реализацией предложенной Вами, господин Президент, «Инициативы», можно будет ТОЛЬКО через деньги или связи.
И никого не будет интересовать процесс обучения, важны будут справки, бумажки и сертификаты. Образование в традиционном понимании будут получать только дети тех родителей, у кого на это хватит собственного образования и денег.

Именно поэтому мы утверждаем: в России строится система, поделенная на два основных типа образования: «элитное» и «остальное».

Отдельно хочется отметить, что в Вами подписанной «Инициативе» нет ни слова о РЕАЛЬНЫХ проблемах в системе образования.

Например, ничего не сказано о сельской школе, которая сегодня целенаправленно уничтожается. За последний год в стране закрыты тысячи сельских школ, что означает одно — смерть села и сельского хозяйства.

С закрытием школ на селе мы теряем еще один стратегический восполняемый ресурс и все более превращаемся в «мировой сырьевой придаток», хотя Вы, господин Президент, все время говорите о том, что этого нельзя допустить. Но говоря это, Вы, одновременно, подписываете стратегию, в которой нет места для вложений в село. Как это понимать? Как проявление двойных стандартов в политике?

Или еще одна проблема современного отечественного образования, на которое указывают родители: отсутствие целенаправленной работы с детьми, направленной на развитие личности в коллективе, общественного воспитания и повышения уровня нравственности.
В «Инициативе» этому не посвящено ни слова. Неужели это не является проблемой современной России?
Является, но Вы предлагаете (за рамками «Инициативы») решать эту проблему за счет привлечения в школу институтов веры. Решение не просто спорное, особенно для многоконфессиональной России, но и странное по форме его принятия.
Исключительно важное и деликатное дело — воспитание нравственного человека, по сути, предлагается отдать церкви (не стоит считать всех наивными) и это решение однозначно трактуется как единственно возможное и не требующее обсуждения.
 
Можно и далее приводить примеры того, что является действительно важным и чего нет в Вами подписанной инициативе «Наша новая школа».
 
Читая Ваш документ, у нас возник один-единственный вопрос: чья описанная в нем школа?? Она очевидно не наша.

Мы бы и не волновались, если бы уже сейчас соответствовали предложенной роли «исполнителей образовательного заказа». Какая нам разница, от кого получать деньги — от государства или от родителей?

Но нам, что называется, «за державу обидно», воспитание у нас такое.

А главное — мы не считаем, что предлагаемой нам чиновниками перспективы «рыночной школы» заслуживают наши дети и их родители.

Мы считаем, что социально ориентированное государство, которым является по Конституции Россия, ОБЯЗАНО обеспечить достойный уровень равнодоступного и высокого по качеству образования для всех своих граждан вне зависимости от места проживания.

Вы, как Гарант Конституции, с этим не согласны?

Мы полагаем, что появление предложенной Вами «Инициативы..» связано с действительно назревшей и актуальной необходимостью наводить порядок в системе образования. Согласны мы и с тем, что существующая модель образования в России требует корректировки и должна иметь план развития.

Однако, ни мы, ни даже Вы, не вправе навязывать обществу свои идеи и принимать поспешные решения в стратегически важных и касающихся всех граждан вопросах, не обеспечивая их соответствующим обсуждением и согласованием.

Вопрос стратегии Российского образования — это вопрос, который касается ВСЕХ граждан России и поэтому не может быть рассмотрен келейно.

Мы предлагаем Вам рассматривать подписанную Вами «Инициативу..» в качестве повода для начала работы над проектом Стратегии Российского образования — документа, которого у нас нет, но который должен стать Конституционным Законом, основные принципы которого, в свою очередь, должны быть утверждены на всенародном Референдуме.

Предлагаем Вам поддержать нашу инициативу по созданию такой Стратегии и, со своей стороны, беремся, в случае ее появления, привлечь к реальному, а не формальному, обсуждению такого документа максимально широкую аудиторию: родителей, специалистов, представителей научных кругов.

Мы предлагаем сломать существующую порочную систему рождения законотворческих инициатив, нужных только чиновникам.

Стратегия образования касается всех и каждого, поэтому каждый имеет право на участие в обсуждении организации системы образования страны и принятии решения по тому, какой она будет.


Источник: http://www.zavuch.info/component/content/article/40-pressa/1008-medvedev.html
Категория: Мои статьи | Добавил: shukowwt (09.03.2010)
Просмотров: 1066 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © Shukowwt 2024