Тема:
Самостоятельные части речи
Тип урока: урок усвоения
нового материала.
Форма урока: исследование
языкового материала с применением тестовых и информационных технологий.
Цели:
·
дать знания учащимся о самостоятельных частях речи
(имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие);
·
развивать интеллектуальные умения: анализировать,
классифицировать и систематизировать лингвистический материал; совершенствовать
информационно-учебные умения через применение компьютерных и тестовых
технологий;
·
воспитывать стремление к рефлексии, к самоконтролю и самопостижению.
Методы:
·
по характеру
познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый,
исследовательский;
·
по степени
активности учащихся: продуктивные, творческие;
·
по источнику
знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;
·
стимулирования
и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
·
интеллектуальные:
индуктивные,
дедуктивные, сравнения, классификации материала;
·
контроля и
самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;
·
по
организации деятельности: индивидуальные, парные, фронтальные.
Оборудование:
ноутбук,
мультипроектор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Определение
готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5
мин.).
II. Постановка темы и целей урока.
Мотивация
учащихся (0,5 мин).
Знания и
умения, которыми вы сегодня должны овладеть:
- знать самостоятельные
части речи,
- различать служебные
части речи от приставок.
III. Актуализация опорных знаний (2+2 мин).
Проверка домашнего задания (упражнение
124)
Тест по теме «Окончание»
1. Какие
части речи склоняются?
А) Глаголы
Б) Имена существительные и прилагательные В) Предлоги
2. Какие
части речи спрягаются?
А)
Глаголы Б) Имена существительные и прилагательные В) Предлоги
3При
склонении и спряжении слова меняется…
А) Форма
слова Б) Лексическое значение В) Строение слова
4. Разные
формы одного и того же слова образует …
А) Суффикс
Б) Окончание В) Основа слова
5. Для связи
слов в словосочетании и предложении служит…
А) Приставка
Б) Окончание В) Корень
6. Формы
слова отличаются только …
А) Значением
Б) Окончанием В) Частью речи
7. Нулевое
окончание не выражено ни …
А) Звуком Б)
Звуком ни буквой В) Буквой
8. Нулевое
окончание в слове рощâ показывает,
что существительное употреблено в форме
А) Единственного
числа, родительного падежа Б) Множественного числа, именительного падежа В) Множественного
числа, родительного падежа
9. Нулевое
окончание в слове говорилâ показывает,
что глагол употреблен в форме
А) Настоящего
времени, единственного числа, женского рода Б) Прошедшего времени,
множественного числа, среднего рода В) Прошедшего времени, единственного числа,
мужского рода
10. Могут ли
иметь окончания неизменяемые части речи?
А) Да Б) Нет
В) Иногда
11. Назовите
изменяемую часть речи
А) Наречие
Б) Предлог В) Местоимение
12. Назовите
неизменяемую часть речи
А) Наречие Б) Глагол В) Местоимение
Работа с эпиграфом: «Нельзя,
чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает правил». А.П.Сумароков
Как вы понимаете его смысл?
(1 мин)
Запишите сегодняшнее число,
классная работа и тему урока «Самостоятельные части речи».
Упражнение 128, стр.44,
письменно (по вариантам) (5 мин)
Упражнение 129, стр.44,
письменно (5 мин)
Упражнение 130, стр.45, письменно (5 мин)
IV. Освоение нового материала (10 мин.).
Чтение правил на странице 45
и работа с кластером.
V. Закрепление нового материала (10 мин)
Давайте выполним упражнение 132,
стр 46, устно
Упражнение 133, стр.46,
устно
VI. Подведение итогов урока (3 мин).
(Вспомнить существительное,
прилагательное, глагол, наречие)
VIII. Домашнее задание. Упражнение 133, стр.46, письменно (1 мин)
|