1.Сначала мы проверим домашнее задание (домашнее
задание у вас было упражнение 177, нужно было ответить на вопросы так, чтобы получился
связный рассказ) Все ли выполнили домашнее задание? Кто хочет ответить?
2.Ребята,
пожалуйста, послушайте предложение:
Опустели поля,
и потянулись в осеннем небе косяки журавлей.
А теперь отгадайте слова из этого предложения:
ОЯ
ОЯИ
УАЕ
ПЛ
КСК
ЖРВЛЙ
В каком случае отгадать слово этого предложения
легче – там, где в столбике записаны буквы, обозначающие гласные, или там где
согласные?
Какие звуки – гласные или согласные дают больше
информации о слове?
Все ли слова в этом предложении вам понятны. Как вы
понимаете слово косяк?
Слово «косяк»
имеет несколько значений, в данном случае имеет значение «стая рыб, птиц»
Например: Косяк сельди. Лететь косяком. Давайте составим устно предложение с
этим словом.
3.Усвоение
нового материала
Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение звуков речи.
Назовите в каждом слове
сначала буквы, обозначающие гласные звуки, затем согласные.
При произнесении каких звуков рот открывается, а при каких
закрывается? Ребята, гласные звуки по-другому называют «ртораскрывателями», а
согласные – «ртосмыкателями»
Итак, все звуки речи делятся на
две группы, давайте назовем их: гласные и согласные.
Ребята,
гласные звуки состоят из голоса, не встречая препятствий, например: Согласный звук. Гласный звук.
Гласные
бывают ударные или безударные. Назовите их.
Согласные
звуки состоят из голоса и шума (звонкие согласные) или только из шума (глухие
согласные). Давайте назовем их.
Ребята, мы
только что рассмотрели буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Всегда ли
слова пишутся и произносятся одинаково? Например, запишем следующие
предложения: Вокруг деревни лиственные леса. За деревьями показалась лиса.
Проверка: Леса – лес. Лиса – животное.
За селом –
зеленый луг. Мама чистит лук. Проверка: луг – луга, лук –
растение. Вспомним правило на эти орфограммы: гласные – ударение, согласные –
перед гласным.
А сейчас
откройте учебник на странице 64 и выполним упражнение №186 (письм).
И в завершение урока выполним
тест. Но сначала запишите домашнее задание: указать буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки в словах: мох, взрыт, пурпур, ночь, груда
Вариант 1.
ЗВУКИ И БУКВЫ
1.
Найдите согласные звонкие звуки:
1)
[с]; 2)[в]; 3)[р]; 4) [т]; 5)[ш];
6)[з].
2.
Найдите согласные глухие звуки:
1)
[ч]; 2) [ж]; 3) [н];4) [к];5) [ф]; 6)[ц].
3.В каком ряду
все согласные звуки имеют пары по глухости -звонкости?
1)[б],[ф],[ш],[м]; 2)[т],[к],[д] [г];
3)[в],[н], [з],[л]; 4) [ж], [р],[с], [т].
4.
В каком слове все согласные звуки мягкие?
1)чаща; 2) дело; 3) точка 4) шина
5.В каком слове все согласные
звуки твердые
1) тень 2) подвиг 3) собака 4)
барабанщик
6. Укажите группу слов, в каждом
из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:
1)
яма, ёж, день, юла, семья;
2)
якорь, енот, юбка, баян, жюри;
3)
дело, ель, обезьяна, книга;
4)
яблоко, поезд, ёлка, подъезд.
7.
В каком ряду во всех словах есть звук [j`]?
1)
няня, яд, прекрасный;
2)
переехал, йогурт, съемки;
3)
моё, лошадь, почтальон;
4)
ярмарка, тройка, звезда.
8.
Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:
1)
7 букв, 7 звуков;
2)
7 букв, 8 звуков;
3)
6 букв, 6 звуков;
4)
6 букв, 7 звуков,
9.
Где правильно расставлены ударения? Выберите
ответ:
1)
алфавит, магазин, предмет, портфель;
2)
алфавит, магазин, предмет, портфель;
3)
алфавит, магазин, предмет, портфель;
4)
алфавит, магазин, предмет, портфель.
10.Укажите
слова, в которых произношение расходится с написанием:
1)
дом;2) что;3) цыган;4) караван;
Вариант 2
ЗВУКИ И БУКВЫ
1.
Найдите согласные звонкие звуки:
1)
[с]; 2)[в]; 3)[р]; 4) [т]; 5)[ш];
6)[з].
2.
Найдите согласные глухие звуки:
1)
[ч]; 2) [ж]; 3) [н];4) [к];5) [ф]; 6)[ц].
3.В каком ряду
все согласные звуки имеют пары по глухости -звонкости?
1)[б],[ф],[ш],[м];2)[т],[к],[д] [г];
3)[в],[н], [з],[л];4) [ж], [р],[с], [т].
4.
В каком слове все согласные звуки мягкие?
1)чаща; 2) дело; 3) точка 4) шина
5.В каком слове все согласные
звуки твердые
1) тень 2) подвиг 3) собака 4)
барабанщик
6. Укажите группу слов, в каждом
из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:
1)
яма, ёж, день, юла, семья;
2)
якорь, енот, юбка, баян, жюри;
3)
дело, ель, обезьяна, книга;
4)
яблоко, поезд, ёлка, подъезд.
7.
В каком ряду во всех словах есть звук [j`]?
1)
няня, яд, прекрасный;
2)
переехал, йогурт, съемки;
3)
моё, лошадь, почтальон;
4)
ярмарка, тройка, звезда.
8.
Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:
1)
7 букв, 7 звуков;
2)
7 букв, 8 звуков;
3)
6 букв, 6 звуков;
4)
6 букв, 7 звуков,
9.
Где правильно расставлены ударения? Выберите
ответ:
1)
алфавит, магазин, предмет, портфель;
2)
алфавит, магазин, предмет, портфель;
3)
алфавит, магазин, предмет, портфель;
4)
алфавит, магазин, предмет, портфель.
10.Укажите
слова, в которых произношение расходится с написанием: